ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ

 

Жизнь большинства людей напоминает замкнутый круг: детский сад, школа, уроки, каникулы, семестр, экзамены, диплом, выпускной, работа ...
У некоторых взрослых со временем появляется новый круг, более сложный и интересный: уроки, перемены, каникулы, уроки, отпуск, уроки … Казалось бы, какие могут быть уроки у взрослого человека уроки? Могут и есть, если твоя профессия – педагог, а уроки эти - открытые.

 

Толковый словарь С.И. Ожегова дает такое толкование слова  «открытый»:

ОТКРЫ́ТЫЙ:

1. полн. Не заграждённый, не стеснённый ничем. Открытая степь. Открытая сцена (не в помещении). Открытый экипаж.

2. полн. Доступный для всех желающих. Открытое рассмотрение дела в суде. Открытый урок (в присутствии других учителей, методистов). Открытый дом (семья, дом, где живут открыто, часто принимают гостей; устар.).

3. полн. Явный, не скрываемый.

 

Что такое открытый  урок?  Открытые уроки, как и другие воспитательные мероприятия, – одна из важных форм организации методической работы. Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на них протекает реальный учебный процесс. Проведение открытого урока требует от педагога более тщательной подготовки, чем ежедневная работа. Ведь на таком уроке нужно не только ознакомить обучающихся с новой темой или закрепить пройденный материал, но и продемонстрировать коллегам все свое педагогическое мастерство с самой лучшей стороны.

Чтобы узнать с какой целью проводят открытые уроки, в училище  провели опрос и получили более или менее полный перечень целей: изучение и обобщение опыта, его распространение, представление новой педагогической и методической технологии, поднятие статуса педагога, образовательного учреждения, повышение квалификации, творческий отчёт, общественный смотр работы педагога и т.д.

Поэтому открытые уроки не просто важны, но и необходимы. Во-первых, для администрации учебного заведения, чтобы проконтролировать работу молодого или вновь пришедшего педагога, во-вторых, они дают возможность более опытным специалистам поделиться своим многолетним опытом и продемонстрировать свои интересные наработки и идеи. В-третьих, это повышение квалификации тех, кто приходит на учёбу к педагогам- профессионалам высокого класса, а так же способ саморазвития учителя, стремление к собственному повышению квалификации.

В феврале текущего года в Себежском СУВУ мастера производственного обучения Н.А. Коротицкая и В.Е. Голынский провели открытые уроки для своих коллег. Можно с уверенностью сказать, что их желание произвести приятное впечатление на преподавателей спецдисциплин, методическую службу, ознакомить коллег с новыми педагогическими приемами, продемонстрировать свое педагогическое мастерство и методическую грамотность, сбылось.

13 февраля В.Е. Голынский погружал обучающихся в глубины слесарного дела, обучал тонкостям и особенностям нарезания резьбы, рассказывал о видах и размерах резьбового соединения, современных требованиях к готовым изделиям, промышленных стандартах и сертификации, особенностях маркировки и условных обозначениях резьбы на эскизах или чертежах.

Из учебного фильма обучающиеся узнали о способах и технологии нарезания резьбы на трубах, инструментах и приспособлениях для выполнения работ, профессиональных секретах мастера.

Только после промежуточного тестирования, инструктажа по технике безопасности и полной уверенности педагога в готовности будущих автослесарей к самостоятельной работе, наступило время взять руки клупп, масленку и попытаться нарезать свои первые витки резьбы на трубе.

Прозвеневший звонок поставил точку в сегодняшнем уроке. Подводя итог занятию, все эксперты сошлись в одном: если вдруг после выпуска из училища возникнет необходимость самостоятельно нарезать резьбу на трубе, ребята с уверенностью справятся с заданием, не допустив ни брака, ни травм.

 

В 1951 году итальянский писатель Джанни Родари, автор бессмертного стихотворения «Чем пахнут ремесла», подарил всему миру замечательную добрую сказку «Приключения Чиполлино». Главный герой увлекательной истории, Чиполлино, мальчик-луковка, со своими верными друзьями-бедняками: сапожником Виноградинкой, кумом Тыквой, девочкой Редиской и мальчиком Вишенкой боролись против коварства синьора Помидора, жадностью герцога Мандарина и хитрости принца Лимона.

15 февраля 2019 года Н.А. Коротицкая на своем открытом уроке напомнила обучающимся Себежского СУВУ по профессии «Овощевод» про дружную луковую семью: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлоччо, Чиполлуччо…

Тема урока была вполне итальянская: «Строение Чиполлино». Извините, конечно же «Строение луковицы». И в этот урок был полон новых идей и находок педагога: был и фильм «Тайны лука» об истории культивирования, особенностях выращивания, хранения и переработки луковиц, о неизвестных полезных свойствах этого пахучего овоща, о новых необычных сортах лука и его многочисленных родственниках – нежных подснежниках, благородных лилиях, алых тюльпанах, краснокнижных ландышах …

О том, что у воинов непобедимого Александра Македонского всегда было с собой две луковицы, о лечебных и гастрономических свойствах этого «деда, в сто шуб одетого».

После фильма обучающимся предстояло рассмотреть разрезанные луковицы, сдерживая слезы сравнить луковые срезы с карточкой, после чего зарисовать луковицу в рабочей тетради. Одним из самых интересных и тайных этапов урока была работа с микроскопом, когда юные овощеводы не только вспомнили общее строение клетки растений, но и своими глазами увидеть луковую клетку.

И только убедившись в том, что тема усвоена, можно было переходить к самому ответственному этапу урока – посадке лука репчатого. Осталось только набраться терпения, дождаться зеленых побегов и добавить первые витамины в тарелки.

Откроем маленький секрет: на момент публикации статьи все луковицы, посаженные юными овощеводами, дали первые всходы.

А значит – урок получился, цель достигнута, во время занятий ни один Чиполлино не пострадал!

Как и положено, каждый урок был всесторонне рассмотрен и разложен по полочкам: что точно получилось и что не совсем удалось, что помогало и что мешало, удалось ли увлечь обучающихся, проанализированы действия педагога и обучающихся, выслушаны мнения коллег и экспертов, даны рекомендации и советы. В очередной раз педагоги Себежского СУВУ подтвердили важность народной мудрости: «Век живи, век учись».

2019.02.22 2019.02.22 2019.02.22
2019.02.22 2019.02.22 2019.02.22

Текст Подобед С.В.
Фото Архипов В.А