Жизнь
большинства людей напоминает замкнутый круг: детский сад, школа, уроки,
каникулы, семестр, экзамены, диплом, выпускной, работа ...
У некоторых взрослых со временем появляется новый круг, более сложный и
интересный: уроки, перемены, каникулы, уроки, отпуск, уроки … Казалось бы, какие
могут быть уроки у взрослого человека уроки? Могут и есть, если твоя профессия
– педагог, а уроки эти - открытые.
Толковый словарь С.И. Ожегова дает такое
толкование слова «открытый»:
ОТКРЫ́ТЫЙ:
1. полн.
Не заграждённый,
не стеснённый ничем. Открытая степь. Открытая сцена (не в помещении). Открытый экипаж.
2. полн. Доступный для
всех желающих. Открытое рассмотрение
дела в суде. Открытый урок (в присутствии других учителей,
методистов). Открытый дом (семья, дом, где живут открыто, часто принимают гостей;
устар.).
3. полн. Явный, не
скрываемый.
Что такое
открытый урок? Открытые уроки, как и другие воспитательные
мероприятия, – одна из важных форм организации методической работы. Открытый урок в отличие от обычных –
специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время
на них протекает реальный учебный процесс. Проведение открытого урока требует
от педагога более тщательной подготовки, чем ежедневная работа. Ведь на таком
уроке нужно не только ознакомить обучающихся с новой темой или закрепить
пройденный материал, но и продемонстрировать коллегам все свое педагогическое
мастерство с самой лучшей стороны.
Чтобы узнать с какой целью проводят
открытые уроки, в училище провели опрос
и получили более или менее полный перечень целей: изучение и обобщение опыта, его
распространение, представление новой педагогической и методической технологии,
поднятие статуса педагога, образовательного учреждения, повышение квалификации,
творческий отчёт, общественный смотр работы педагога и т.д.
Поэтому открытые уроки не просто
важны, но и необходимы. Во-первых, для администрации учебного заведения, чтобы
проконтролировать работу молодого или вновь пришедшего педагога, во-вторых, они
дают возможность более опытным специалистам поделиться своим многолетним опытом
и продемонстрировать свои интересные наработки и идеи. В-третьих, это повышение
квалификации тех, кто приходит на учёбу к педагогам- профессионалам высокого
класса, а так же способ саморазвития учителя, стремление к собственному
повышению квалификации.
В феврале текущего года в Себежском
СУВУ мастера производственного обучения Н.А. Коротицкая и В.Е. Голынский
провели открытые уроки для своих коллег. Можно с уверенностью сказать, что их
желание произвести приятное впечатление на преподавателей спецдисциплин,
методическую службу, ознакомить коллег с новыми педагогическими приемами,
продемонстрировать свое педагогическое мастерство и методическую грамотность,
сбылось.
13 февраля В.Е. Голынский погружал
обучающихся в глубины слесарного дела, обучал тонкостям и особенностям нарезания
резьбы, рассказывал о видах и размерах резьбового соединения, современных
требованиях к готовым изделиям, промышленных стандартах и сертификации, особенностях
маркировки и условных обозначениях резьбы на эскизах или чертежах.
Из учебного фильма обучающиеся
узнали о способах и технологии нарезания резьбы на трубах, инструментах и
приспособлениях для выполнения работ, профессиональных секретах мастера.
Только после промежуточного
тестирования, инструктажа по технике безопасности и полной уверенности педагога
в готовности будущих автослесарей к самостоятельной работе, наступило время
взять руки клупп, масленку и попытаться нарезать свои первые витки резьбы на
трубе.
Прозвеневший звонок поставил точку в
сегодняшнем уроке. Подводя итог занятию, все эксперты сошлись в одном: если
вдруг после выпуска из училища возникнет необходимость самостоятельно нарезать
резьбу на трубе, ребята с уверенностью справятся с заданием, не допустив ни
брака, ни травм.
В 1951 году итальянский писатель Джанни Родари, автор бессмертного
стихотворения «Чем пахнут ремесла», подарил всему миру замечательную добрую
сказку «Приключения Чиполлино». Главный герой увлекательной истории,
Чиполлино, мальчик-луковка, со своими верными друзьями-бедняками: сапожником
Виноградинкой, кумом Тыквой, девочкой Редиской и мальчиком Вишенкой боролись
против коварства синьора Помидора, жадностью герцога Мандарина и хитрости
принца Лимона.
15
февраля 2019 года Н.А. Коротицкая на своем открытом уроке напомнила обучающимся
Себежского СУВУ по профессии «Овощевод» про дружную луковую семью: Чиполлино,
Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлоччо, Чиполлуччо…
Тема
урока была вполне итальянская: «Строение Чиполлино». Извините, конечно же
«Строение луковицы». И в этот урок был полон новых идей и находок педагога: был
и фильм «Тайны лука» об истории культивирования, особенностях выращивания,
хранения и переработки луковиц, о неизвестных полезных свойствах этого пахучего
овоща, о новых необычных сортах лука и его многочисленных родственниках – нежных
подснежниках, благородных лилиях, алых тюльпанах, краснокнижных ландышах …
О
том, что у воинов непобедимого Александра Македонского всегда было с собой две
луковицы, о лечебных и гастрономических свойствах этого «деда, в сто шуб
одетого».
После фильма обучающимся предстояло рассмотреть разрезанные луковицы,
сдерживая слезы сравнить луковые срезы с карточкой, после чего зарисовать
луковицу в рабочей тетради. Одним из самых интересных и тайных этапов урока
была работа с микроскопом, когда юные овощеводы не только вспомнили общее
строение клетки растений, но и своими глазами увидеть луковую клетку.
И только убедившись в том, что тема усвоена, можно было переходить к самому
ответственному этапу урока – посадке лука репчатого. Осталось только набраться
терпения, дождаться зеленых побегов и добавить первые витамины в тарелки.
Откроем маленький секрет: на момент публикации статьи все луковицы, посаженные
юными овощеводами, дали первые всходы.
А значит – урок получился, цель достигнута, во время занятий ни один
Чиполлино не пострадал!
Как и положено, каждый урок был всесторонне рассмотрен и разложен по
полочкам: что точно получилось и что не совсем удалось, что помогало и что
мешало, удалось ли увлечь обучающихся, проанализированы действия педагога и
обучающихся, выслушаны мнения коллег и экспертов, даны рекомендации и советы. В
очередной раз педагоги Себежского СУВУ подтвердили важность народной мудрости: «Век живи, век учись».